Научный эксперимент с водой для детей: варианты. Эксперименты с водой, о которых вы не знали Физические опыты из подручных средств

Вода — основа жизни. Она утоляет жажду и питает все живое на Земле. В 3-4 года ребенок уже знает многое о воде. Пришла пора систематизировать эту информацию и дополнить ее новыми, интересными и полезными знаниями. А помогут в этом простые опыты для детей, которые легко можно устроить в домашних условиях.Опыты и фотографии были сделаны для конкурса «Экспериментируем вместе с детьми» в д/с №80 г. Орла в марте 2016 г .

Эксперимент № 1. Вода жидкая и текучая

Проверить это очень просто — любые игры в ванной или за столом с переливанием воды и наполнением разных емкостей легко докажут это ребенку. А чтобы закрепить это важное знание, мы устроим настоящий водный трек! Мы взяли готовый игровой набор, но подобный эксперимент можно устроить с любыми стаканчиками, трубками, шлангами и другими подручными материалами. Наливаем воду на горку — она движется по заданному пути и всегда стекает вниз.

Вывод: вода жидкая, она течет и может принимать форму того сосуда, в котором находится.

Эксперимент № 2. Твердая вода

Вода может менять свои свойства при замерзании. Заморозим немного воды в любой емкости (стакане, миске). Мы выложили лед в большую тарелку и начали опыт.

Ребенок может трогать лед, стучать им об тарелку, пытаться его разрушить. Также мы решили насыпать немного соли на лед, а потом налить горячей воды и понаблюдать, как соль и тепло быстро «растворяют» лед, то есть возвращают ему жидкое состояние. Затем мы принесли акварельные краски и попытались перемешать краску и «твердую» воду. Кстати, достав нашу ледышку из морозильника, мы обнаружили, что вода замерзла не до конца, и внутри осталась полость с жидкостью. Оказалось очень весело воду снаружи окрасить зеленым цветом, а внутри ледяного «стаканчика» — оранжевым. Ребенок был удивлен.

Можно вместе сделать вывод, что

когда вода замерзает, она становится твердой (превращается в лед), не течет и не меняет форму. Ее невозможно перемешать и растворить в ней что-то. Но если вода нагревается, она легко снова становится жидкой.

Эксперимент № 3. Вода может превращаться в пар

Проще всего доказать это, если кипятить в кастрюльке воду достаточно долгое время. Ребенок наглядно увидит, что над поверхностью жидкости поднимается пар, а воды в кастрюльке становится постепенно все меньше.

Несмотря на то, что вода в обычном состоянии тяжелее воздуха, при нагревании она расширяется, а ее мельчайшие частички отрываются от поверхности воды и поднимаются вверх.

Маленький паровой двигатель для подтверждения этого вывода можно сделать в домашних условиях. Для эксперимента потребуется небольшая дощечка, 4 длинных гвоздика или самореза, свеча-таблетка и обычное куриное яйцо. У яйца нужно пробить два отверстия с разных сторон и удалить содержимое. Затем налить в него воду (не более 1/3 объема) и надежно заклеить одно из отверстий. В дощечку вкрутить 4 самореза так, чтобы сверху можно было поставить яйцо на бок. Яйцо должно находиться в центре, чтобы тяжесть распределялась равномерно. Под яйцо поставим свечу, зажжем ее и спустим маленький кораблик на воду. Через некоторое время вода в яйце закипит, и из отверстия начнет выходить еле заметный пар. Его можно почувствовать, если поднести к дырочке в яйце палец (только осторожно, чтобы не обжечься). Под действием пара кораблик начнет медленно плыть!

Эксперимент № 4. Вода — растворитель многих веществ

Малыш наверняка уже заметил, что в чае растворяется сахар. А что же с другими веществами и предметами? Проверим это свойство воды, предложив ребенку растворить разные вещества на его выбор. Мы взяли соль, сахар, леденец, пластилин и пластиковую игрушку. Разложим их по блюдцам, поставим возле каждого блюдца стакан с чистой водой и приготовим ложку.

А теперь по очереди поместим выбранные вещи в воду и попробуем их растворить. Мы видим, что соль и сахар постепенно растворяются и исчезают в воде. Пластик вода растворить не может, так же, как и пластилин. Леденец растворился, но не сразу, а через 20-30 минут.

Вывод: вода растворяет некоторые вещи, но не все. Некоторые вещества растворяются быстрее, другие дольше, а третьи вообще не растворяются в воде.

Можно рассказать ребенку, что эта способность воды помогает питаться растениям. Именно с водой в корни растения попадают растворенные в ней полезные вещества.

Эксперимент № 5. Выйти сухим из воды?

Даже малыш знает, что вода мокрая, иначе какая же это вода? Тем не менее, мы докажем, что можно дотронуться до воды и остаться сухим! Возьмем стакан с водой и осторожно насыплем в него 4-5 ложек любого молотого перца. Стакан не следует двигать, а воду в нем мешать. Теперь опустим в него пальчик и сразу его достанем. Что такое? Палец остался абсолютно сухим.

Секрет кроется в таком явлении, как поверхностное натяжение воды. Вода состоит из мельчайших частиц, которые притягиваются друг к другу. Поэтому вода выталкивает легкие предметы на поверхность. Вспомните вместе с ребенком то, как листья долго плавают по луже и не тонут, так же, как и бумажный кораблик.

Вода притягивает частицы перца, лежащего на ее поверхности. Поэтому касаясь воды, мы касаемся только перца — водная пленка не нарушается. Но если подержать палец в воде подольше или помешать им воду, пленка на поверхности нарушается, и он намокнет.

Вывод: на поверхности воды есть невидимая пленка, которая может удерживать легкие предметы.

Итак, мы проверили всего лишь несколько самых простых свойств удивительного вещества — чистой воды, устроив 5 несложных детских опытов с водой. Впереди у малышей еще много открытий и исследований, а помочь им всегда можете вы — родители. Удачи!

«Домашнее море!» — это просто mast have для игры в ванной! SPA-процедуры, простые опыты с водой и географические открытия, не выходя их дома — все это можно воплотить, благодаря самым обычным пищевым красителям, морской соли, кубикам льда и нескольким игрушечным фигуркам морских обитателей!

Помню-помню, в первый раз, когда я поделилась этой затеей на просторах глобальной сети, не только дети, но и даже некоторые мамы захотели повторить это аквамариновое чудо! 🙂

Чтобы сделать «море» в ванне понадобится:

  • пищевой синий краситель
  • морская соль для ванны (3 ст. ложки)
  • игрушки — морские обитатели
  • теплая вода в ванне
  • музыка-релакс с волнами или шум моря (поищите на YouTube подходящий ролик)

Релакс: о чень люблю использовать последний пункт и ставлю эту музыку даже на телефоне, пока Эндрю играет в ванне, чтобы ощущался «эффект присутствия». В сочетании с купанием в морской соли, которое и так дает успокаивающий эффект, получается полный релакс. Рекомендую! 🙂

Безопасность: не оставляйте ребенка одного в ванне и следите, чтобы вода была теплая.

И да — не волнуйтесь, маленькая порция пищевого красителя, никак не повлияет на ребенка/ванну/и игрушки! Все будет в порядке! 😉

«Морские » эксперименты и игры в ванной

Парочку простых экспериментов с водой, которыми можно разнообразить игры в ванной. Первый — с морской солью, раз уж мы решили изучать море 😉 !

№ 1. Эксперимент с морской солью.

Как сделать: в прозрачный стаканчик насыпаем морскую соль, добавляем чуть-чуть пищевого красителя и воду. А теперь, вместе с ребенком наблюдаем, как соль растворяется в воде, перемешиваем ложечкой и выливаем в ванну!

Развивающая польза: знакомимся со свойством воды растворять соль и краситель.

№ 2. Эксперимент «Проверка предметов на плавучесть»

Как сделать:

1. Выбираем несколько предметов, из разных материалов (бумаги, пластика, резины, дерева и т.д.). Например — бумажный кораблик, игрушки морских животных, мячик, карандаш и т.д.

2. Вручаем ребенку, чтобы он проверил, какие из этих предметов тонут в воде, а какие остаются на плаву.

Развивающая польза: исследуем свойства предметов и воды, развиваем наблюдательность и логическое мышление.

№ 3. Морская игра «мемори»

Развивающая польза: развиваем память и внимательность, пополняем словарный запас и знания об окружающем мире.

Как сделать:

1. Берем набор морских животных, выкладываем на полочке или бортике в ванне и называем каждую фигурку. Например: дельфин, орская звезда, акула, черепаха и т.д.

2. Малыш должен запомнить их последовательность. А потом, он должен закрыть глаза (и главное — не подглядывать 😉), пока вы убираете 1 игрушку из ряда.

3. А теперь, проверяем, какой игрушки не хватает!

№ 4. Игра со льдом

Понадобится:

  • Ванна с теплой водой
  • Формочка для льда (на фото, использована силиконовая форма с буквами)
  • Отвар ромашки или любые полезные травки для детского купания

Что развиваем:

  • Сенсорику и мелкую моторику
  • Свойства воды и льда
  • Исследуем окружающий мир

Как сделать:

  • Налейте в формочку для льда отвар ромашки.
  • Наполните ванну теплой водой и поместите туда ребенка:)! Пора играть!
  • Кидайте в воду кубики постепенно, понаблюдайте вместе, как они тают, пусть он попытается их ловить или собирать, при помощи ложки или кулинарного ситечка.

№ 5. Айсберг из воздушного шарика

Если заранее в обычный воздушный шарик налить воды (а чтобы сделать это, надо очень постараться, но оно того стоит) и заморозить на ночь в морозилке, то на следующий день, у вас будет настоящий плавающий ледяной айсберг!

Он будет продолжительное время таять в ванной и за ним интересно наблюдать. Можно положить какую-нибудь игрушку, перед тем, как наливать воду, тогда в айсберге ребенка ждет еще и сюрприз!

P.S. Кстати, у каждого моря есть название! А как вы назовете ваше домашнее море?:)

РЕКОМЕНДУЮ ПО ТЕМЕ ДЕТСКИЕ КНИГИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ:

1. «Открой тайны подводного мира» энциклопедия с окошками (изд. «Робинс»)

Если вы раздумываете, как отметить день рождения ребенка, возможно, вам понравится идея устроить детское научное шоу. В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Занимательные опыты и эксперименты нравятся практически всем детям. Для них это что-то магическое и непонятное, а значит интересное. Стоимость проведения научного шоу довольно высокая. Но это не повод отказывать себе в удовольствии наблюдать изумленные детские лица. Ведь можно обойтись собственными силами, не прибегаю к помощи аниматоров и праздничных агентств.

В этой статье я сделала подборку простых химических и физических опытов и экспериментов, которые без проблем можно провести в домашних условиях. Все, что нужно для их проведения, наверняка найдется у вас на кухне или аптечке. Никаких особых навыков от вас также не потребуется. Все, что нужно – это желание и хорошее настроение.

Я постаралась собрать простые, но зрелищные опыты, которые будут интересны детям разных возрастов. К каждому опыту я подготовила научное объяснение (не зря же я училась на химика!). Объяснять детям суть происходящего или нет – решать вам. Все зависит от их возраста и уровня подготовки. Если дети маленькие, объяснение можно пропустить и сразу перейти к зрелищному опыту, сказав лишь, что узнать секреты подобных «чудес» они смогут, когда подрастут, пойдут в школу и начнут изучать химию и физику. Возможно, это вызовет у них интерес к учебе в будущем.

Хотя я выбирала наиболее безопасные опыты, к их проведению все равно нужно относиться очень серьезно. Все манипуляции лучше выполнять в перчатках и халате, на безопасном расстоянии от детей. Ведь тот же уксус и марганцовка способны причинить хлопот.

И, конечно же, при проведении детского научного шоу нужно позаботиться об образе сумасшедшего ученого. Ваш артистизм и харизма во многом определят успех мероприятия. Превратиться из обычного человека в смешного научного гения совсем не сложно – для этого достаточно взъерошить волосы, надеть большие очки и белый халат, измазаться сажей и сделать соответствующее вашему новому статусу выражение лица. Вот как выглядит типичный сумасшедший ученый.

Перед тем, как устраивать научное шоу на детском празднике (кстати, это может быть не только день рождения, но и любой другой праздник), следует проделать все опыты в отсутствие детей. Прорепетировать, что потом не было неприятных сюрпризов. Мало ли что может пойти не так.

Детские эксперименты можно проводить и без праздничного повода – просто так, чтоб интересно и полезно провести время с ребенком.

Выберите наиболее понравившиеся вам опыты и составьте сценарий праздника. Чтобы сильно не нагружать детей наукой, пусть и занимательной, разбавьте мероприятие веселыми играми.

Часть 1. Химическое шоу

Внимание! При проведении химических опытов следует быть предельно осторожными.

Пенный фонтан

Практически все дети любят пену – чем больше, тем лучше. Как ее сделать, знают даже малыши: для этого нужно налить в воду шампуня и хорошенечко ее взбултыхать. А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Спросите у детей, что представляет собою, по их мнению, пена. Из чего она состоит и как ее можно получить. Пусть выскажут свои предположения.

Затем объясните, что пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.

Вариант 1

  • таблетки гидроперита;
  • марганцовка;
  • жидкое мыло;
  • вода;
  • стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);
  • стаканчик;
  • молоток;
  • поднос.

Постановка опыта

  1. Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.
  2. Поставьте колбу на поднос.
  3. Добавьте жидкого мыла и воды.
  4. Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперидом.

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперида (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

4KMnO 4 + 4H 2 O 2 = 4MnO 2 ¯ + 5O 2 ­ + 2H 2 O + 4KOH

Под действие кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Посмотреть, как это происходит, можно на видео.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко. Полученную пену в руки не брать и детям не давать .

Вариант 2

Для образования пены подойдет и другой газ, например, углекислый. Окрасить пену можно в любой цвет, какой пожелаете.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • пластиковая бутылка;
  • сода;
  • уксус;
  • пищевой краситель;
  • жидкое мыло.

Постановка опыта

  1. Налейте в бутылку уксуса.
  2. Добавьте жидкого мыла и пищевого красителя.
  3. Насыпьте соды.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса происходит бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 .

Под его действием мыло начнет пениться и вылизать из бутылки. Краситель окрасит пену в выбранный вами цвет .

Веселый шарик

Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • сода;
  • уксус;
  • бутылка;
  • воздушный шарик.

Постановка опыта

  1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
  2. Налейте в бутылку уксуса.
  3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 . Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его имениннику.

Демонстрацию опыта смотрите на видео .

Хамелеон

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте детям эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • крахмал;
  • спиртовая горелка;
  • пробирка;
  • стакан;
  • вода.

Постановка опыта

  1. Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.
  2. Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.
  3. Зажгите горелку.
  4. Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.
  5. Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета I 2 *(C 6 H 10 O 5) n . Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры .

I 2 + (C 6 H 10 O 5) n => I 2 *(C 6 H 10 O 5) n

(йод - желт.) (крахмал - прозр.) (темно-синий)

Резиновое яйцо

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сырое куриное яйцо;
  • стакан.

Постановка опыта

  1. Чтобы удивить ребятишек, к этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до праздника налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.
  2. Покажите детям стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».
  3. Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

CaCO 3 + 2 CH 3 COOH = Ca(CH 3 COO) 2 + H 2 O + CO 2 ­

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму. Как выглядит яйцо после уксуса, смотрите на видео .

Секретное письмо

Дети любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется им настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих ребят.

Когда дети прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • колба;
  • ватные палочки;
  • шариковая ручка;
  • лист бумаги;
  • вода;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • утюг.

Постановка опыта

  1. Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.
  2. Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.
  3. Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.
  4. Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.
  5. Промокните салфеткой.
  6. Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.
  7. Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит детей.

Перманганат калия - очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

МnO 4 ˉ+ 8 Н + + 5 еˉ = Мn 2+ + 4 Н 2 O

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп0 2 , имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н 2 O 2 , восстанавливающий нерастворимое соединение Мп0 2 до хорошо растворимой соли марганца (II).

МnO 2 + Н 2 O 2 + 2 Н + = O 2 ­ + Мn 2+ + 2 Н 2 O.

Предлагаю посмотреть, как исчезают чернила, на видео .

Сила мысли

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сода;
  • стаканы;
  • свечи;
  • спички.

Постановка опыта

  1. Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.
  2. Зажгите несколько свечей.
  3. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.
  4. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!». Дети ведь должны думать, что это волшебство. Секрет раскроете после восторгов.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Как это происходит, смотрите на видео .

Часть 2. Занимательные физические опыты

Джин-силач

Этот эксперимент позволит детям взглянуть на привычное для них действие с другой стороны. Поставьте перед детьми пустую бутылку из-под вина (этикетку лучше предварительно снять) и протолкните в нее пробку. А затем переверните бутылку вверх дном и попытайтесь вытряхнуть пробку наружу. У вас, конечно же, ничего не получится. Задайте детям вопрос, можно ли как-то достать пробку, не разбивая бутылку? Пускай скажут, что они думают по этому поводу.

Поскольку через горлышко пробку ничем подцепить нельзя, значит, остается одно – попробовать вытолкнуть ее изнутри наружу. Как это сделать? Можно позвать на помощь джина!

В качестве джина в этом эксперименте будет выступать большой полиэтиленовый пакет. Для пущего эффекта пакет можно разрисовать цветными маркерами – нарисовать глазки, нос, рот, ручки, какие-то узоры.

Итак, для проведения эксперимента понадобятся:

  • пустая винная бутылка;
  • пробка;
  • полиэтиленовый пакет.

Постановка опыта

  1. Скрутите пакет трубочкой и засуньте его в бутылку так, чтобы ручки оказались снаружи.
  2. Переворачивая бутылку, добейтесь того, чтоб пробка оказалась сбоку от пакета поближе к горлышку.
  3. Надуйте пакет.
  4. Аккуратно начните вытягивать пакет из бутылки. Вместе с ним выйдет и пробка.

Результат и научное объяснение

По мере надувания пакет расширяется внутри бутылки, изгоняя из нее воздух. Когда мы начинаем вытягивать пакет, внутри бутылки создается вакуум, за счет чего стенки пакета обхватывают пробку и увлекают ее за собой наружу. Вот такой вот сильный джин!

Чтобы увидеть, как это происходит, посмотрите видеоролик .

Неправильный стакан

Накануне эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стаканы с водой;
  • краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета);
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Налейте в стаканы воды.
  2. Добавьте в нее красок.
  3. Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.
  4. Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.
  5. Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.
  6. Не спеша уберите руку.

Результат и научное объяснение

Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.

Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.

В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.

Посмотреть ход опыта можно на видео .

Прожорливая бутылка

Спросите у детей, любят ли они покушать. А любят ли кушать стеклянные бутылки? Нет? Бутылки не едят? А вот и не правы. Это обычные бутылки не едят, а волшебные – очень даже не прочь перекусить.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • вареное куриное яйцо;
  • бутылка (для пущего эффекта бутылку можно разрисовать или как-то приукрасить, но так, чтоб детям было видно, что происходит внутри ее);
  • спички;
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Очистите от скорлупы вареное яйцо. Кто же есть яйца в скорлупе?
  2. Подожгите кусок бумаги.
  3. Бросьте горящую бумагу в бутылку.
  4. Положите яйцо на горлышко бутылки.

Результат и научное объяснение

Когда мы забрасываем в бутылку горящую бумагу, воздух в ней нагревается и расширяется. Закрыв горлышко яйцом, мы препятствуем поступлению воздуха, в результате чего огонь гаснет. Воздух в бутылке остывает и сжимается. Создается разность давления внутри бутылки и снаружи, за счет чего яйцо всасывается в бутылку .

Пока что на этом все. Однако со временем я планирую добавить в статью еще несколько экспериментов. В домашних условиях можно, например, поставить опыты с воздушными шарами. Поэтому, если вас заинтересовала данная тема, добавьте сайт в закладки или подпишитесь на рассылку обновлений. Когда добавлю что-то новенькое, сообщу вам об этом по e-mail. На подготовку данной статьи у меня ушло много времени, так что просьба уважительно относиться к моему труду и при копировании материалов обязательно проставлять активную гиперссылку на эту страничку.

Если вы когда-то проводили домашние опыты для детей и устраивали научное шоу, пишите о своих впечатлениях в комментариях, прикрепляйте фото. Будет интересно!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Взрослые часто задаются вопросом, как увлекательно и с пользой провести время с детьми. Можно сходить в парк аттракционов или в поход. А можно совсем не заморачиваться по этому поводу и загрузить свое чадо домашними делами, только скажет ли оно вам за это спасибо - вот в чем вопрос. Вдруг ваш ребенок - неугомонный почемучка и ни дня не может прожить без новых открытий и впечатлений!

Если так, то эти 8 простых научных опытов, которые будут интересны не только детям, но и взрослым, сайт собрал специально для вас.

Опыт № 1

Чтобы создать собственный вулканчик, вам потребуются:

  • 2 лимона (можно и больше);
  • пищевая сода;
  • любой краситель (акварель, пищевые красители);
  • деревянная палочка или любой другой предмет, которым удобно размешивать;
  • поддон или ванночка;
  • мыльная пена, или гель для душа, или жидкое мыло.

Инструкция:

  1. Подготовьте лимон, вырезав его сердцевину. Выжмите сок из второго лимона, отставьте в сторону.
  2. Поставьте лимон на поддон и с помощью деревянной палочки размягчите его сердцевину.
  3. Залейте в сердцевину краску.
  4. Смешайте приготовленный вами лимонный сок с жидким мылом.
  5. Добавьте в вырезанную сердцевину соду. Лимон должен начать пузыриться. Для лучшего эффекта добавляйте туда же приготовленный лимонный сок с мылом.

Опыт № 2

Хотите завести собственных электрических угрей в стакане? Нет ничего проще! Для этого вам понадобятся:

  • 2 стакана;
  • мармеладные червячки;
  • пищевая сода;
  • уксус;
  • чашка воды;
  • вилка.

Инструкция:

  1. Подготовьте мармеладных червячков, разрезав их пополам.
  2. В стакане смешайте воду и соду.
  3. Добавьте в стакан с содой разрезанных червячков. Оставьте на 10–15 минут.
  4. Выньте червячков из чашки.
  5. В пустой стакан налейте уксус.
  6. Добавьте червячков в стакан с уксусом.

​Мармеладные червячки при помощи пузырьков начнут шевелиться, как настоящие.

Опыт № 3

Чтобы создать радужную бумагу, вам понадобятся:

  • плоское блюдо с водой;
  • прозрачный лак для ногтей;
  • черная плотная бумага.

Инструкция:

  1. Добавьте прозрачный лак для ногтей в миску с водой. Распределите по поверхности воды.
  2. Быстро окуните бумагу в воду. Дайте высохнуть на сухой поверхности.

Как только бумага высохнет, поднесите ее к свету и - наслаждайтесь радужными переливами!

Опыт № 4

При помощи этого эксперимента вы легко объясните своему ребенку механизм образования дождя в облаках.

Вам понадобятся:

  • баночка;
  • пена для бритья;
  • вода;
  • любой краситель.

Инструкция:

  1. Наполните баночку водой.
  2. Сделайте «облака» из пены для бритья поверх воды.
  3. Накапайте сверху на «облака» краситель. Излишки просочатся сквозь пену, и пойдет «дождь»!

Опыт № 5

Хотите вместе с ребенком наблюдать волшебные фейерверки, не выходя из дома? Для этого вам понадобятся:

  • баночка;
  • растительное масло;
  • вода;
  • пищевой краситель.

Инструкция:

  1. Наполните 3/4 баночки водой.
  2. В плоской тарелке смешайте пищевые красители и растительное масло. Аккуратно размешайте.
  3. Осторожно вылейте масло в воду.

Масло равномерно распределится по поверхности, и краситель начнет медленно растворяться в теплой воде, радуя вас красочными фейерверками.

Опыт № 6

Обычная ванна - это скучно! Особенно для маленького ребенка. Попробуйте вместе с ним создать веселое развлечение - бомбочку для ванны. В ам потребуются:

  • 1 ст. л. детского масла;
  • 1 чашка пищевой соды;
  • 1/2 чашки лимонной кислоты;
  • пищевой краситель (по желанию).

Инструкция по созданию:

  1. Смешайте пищевую соду и детское масло до консистенции теста.
  2. Добавьте лимонную кислоту в «тесто» и тщательно разомните.
  3. Добавьте краситель (по желанию).
  4. Консистенция бомбочки должна быть достаточно эластичной и не прилипать к рукам.

С этими бомбочками ванные процедуры станут намного увлекательнее. Только следите, чтобы бомбочки не попали ребенку в рот!

Опыт № 7

Простые подручные средства помогут создать собственную медузу в бутылке, которая порадует вас и вашего ребенка. Вам понадобятся:

  • небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет;
  • прозрачная пластиковая бутылка;
  • нитка;
  • пищевой краситель;
  • ножницы.

Инструкция:

  1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.
  2. Отрежьте дно и ручки пакета.
  3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы получились 2 листа из полиэтилена. Вам понадобится 1 лист.
  4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области шеи медузы, но не слишком туго: вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.
  5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе - от низа до головы. Вам нужно примерно 8–10 щупальцев.
  6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3–4 более мелкие детали.
  7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.
  8. Наполните бутылку водой и поместите в нее медузу.
  9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась. Пусть дети переворачивают бутылку и смотрят, как в ней плавает медуза.

Опыт № 8

Детям спички не игрушка, поэтому опыт нужно выполнять только взрослым. Вам понадобятся:

  • спичечный коробок;
  • резинка;
  • несколько спичек.

Инструкция:

  1. Поставьте коробок вертикально и воткните по сторонам спички.
  2. Возьмите резинку и натяните ее между этими спичками.
  3. Поместите третью спичку посередине и начинайте проворачивать ее, как можно сильнее закручивая резинку.
  4. Когда резинка достаточно сильно закрутится, отпустите спичку. От трения она загорится и будет похожа на огненную трещетку.

Один из способов занять ребенка на каникулах — предложить ему провести простые опыты, например физические опыты с водой. В книге «Опыты Тома Тита. Удивительная механика» разных опытов и экспериментов собрано целых 50, и некоторые из них дети могут и проделать, и понять совершенно самостоятельно. Предлагаем два опыта по физике, которые вполне можно показывать как настоящие фокусы — если немного потренироваться.

Как налить воду с горкой

Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? На первый взгляд кажется, что пример такой горки — волна. Однако она движется и существует только в движении. А соорудить горку из воды, не создавая волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!

Что потребуется:

  • стеклянный стакан
  • горсть монет (например, гаек, шайб или других небольших металлических предметов)
  • вода (лучше холодная)
  • растительное масло

Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).

Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если посмотреть на стакан сбоку.

По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам стакана.

Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу. Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко), она разорвётся.

Вторая причина образования горки — вода плохо смачивает поверхность стакана (холодная хуже, чем горячая). Что это значит? Взаимодействуя с твёрдой поверхностью, вода плохо к ней прилипает и плохо растекается. Именно поэтому она не стекает сразу же через край стакана при образовании горки. Кроме того, для уменьшения смачивания края стакана в опыте смазаны растительным маслом. Если бы, например, вместо воды использовали бензин, который очень хорошо смачивает стекло, никакой горки бы не получилось.

Повелитель воды

Предметы, плавающие на поверхности воды, движутся в каком-либо направлении по различным причинам: их могут подгонять ветер или волны, увлекать течение. А можно ли управлять плавающими предметами? Да, их можно подгонять рукой. А можно ли управлять, ничем их не касаясь? Конечно! Только для этого надо управлять свойствами воды. Как это можно сделать, ты узнаешь, проделав следующий опыт.

Что потребуется:

  • коробок спичек
  • миска с водой
  • кусочек мыла
  • кусочек сахара-рафинада

Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положи 10-12 спичек. Расположи их в форме лучей звезды, по возможности равномерно.

Возьми кусочек мыла и погрузи концом в воду в центре спичечной звезды. Наблюдай за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла опусти в центр звезды кончик кусочка сахара-рафинада и посмотри, как спички поведут себя на этот раз.

Результат. Когда ты погрузишь в воду конец кусочка мыла, спички тут же начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком рафинада, спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся возле погружённого в воду сахара.

Объяснение. Такое поведение спичек обусловлен следующим: погружая в воду разные вещества (мыло и сахар), ты тем самым изменяешь одно из важных свойств воды — силу поверхностного натяжения.

Мыло сильно уменьшает поверхностное натяжение воды. Когда ты касаешься кусочком мыла поверхности жидкости, оно растворяется и смешивается с ней. Молекулы мыла проходят между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды, поверхностное натяжение нарушается. А поверхностное натяжение в других участках тянет спички по направлению к стенкам, прочь от мыла.

Сахар действует противоположно мылу — он увеличивает поверхностное натяжение. Именно поэтому спички стягиваются в центр миски к погружённому в воду кусочку рафинада.

Комментировать статью "Простые опыты с водой. Домашние опыты для детей"

Хотите устроить настоящее научное шоу? Наш набор "Научное шоу дома" в этом поможет! В состав набора входит все необходимое для проведения целых 5 экспериментов из нашего научного шоу: - "водоворот в бутылке" - специальное крепление позволит создать настоящее торнадо! - "гигантский пакет" - двухметровый пакет получится надуть за один раз! - "гидрофобный песок" - уникальный песок, который остается сухим даже в воде! - "солнечные бусины" - стоит вынести эти белые бусины на улицу, как они...

На выходных рассказывали детям о том, чем наука отличается от шарлатанства, на примере химии. На опытах показывали, как алхимики пытались нарушить законы природы и получить то, чего не было. Как результат - жёлтое и блестит, но отнюдь не золото. И, в противовес, выделяли настоящее серебро из раствора. Можно сказать, занятие было драгоценным! Курс занятий с октября по май для детей от 9 до 14 лет в группах по возрастам. В течение года участники будут знакомиться с типами химических реакций...

Книги серии «Энциклопедия занимательных наук для детей» написаны на основе материалов детских центров популяризации науки Новой Зеландии, Великобритании и Бразилии. Все научные материалы прошли рецензирование авторитетных ученых. Книги серии предназначены в первую очередь для детей, еще не начавших изучать предметы в школе. Увлекательное и полезное путешествие в мир знаний расширяет кругозор, вызывает интерес к изучению науки и исследованиям. Необыкновенные и познавательные опыты делают...

Опыты по физике: Физика в опытах и экспериментах [ссылка-3] Крутые эксперименты и разоблачения Игорь Белецкий [ссылка-10] Опыты для любознательных школьников [ссылка-1] Строение вещества и его свойства [ссылка-2] Тепловые явления [ссылка-3] Колебания и волны [ссылка-4] Атомная физика [ссылка-5] Механические явления [ссылка-6] Магнитные явления [ссылка-7] Оптические явления [ссылка-8] Электрические явления [ссылка-9] Учебные опыты по физике [ссылка-10] Опыты по физике (нужно...

28 марта в 14:00 на канале «Карусель» открывает двери «Лабораториум»! Программа создана по собственному оригинальному формату, в каждой серии шоу дается развернутый ответ на один важный детский вопрос: Почему небо голубое? Почему летают самолеты? Зачем нужно есть железо? Правда ли что динозавры существовали? Но главное это не просто понятные ответы специалистов, а три настоящих научных эксперимента в каждой программе, которые раскрывают необычные аспекты заявленной в программе темы: два опыта...

Мне и моим детям посчастливилось получить и протестировать химические наборы MEL Chemistry от компании MEL Science. Пожалуй, это наиболее современная и удобная на сегодняшний день возможность приобщить детей к химии, не дожидаясь, пока ее начнут изучать 1 час в неделю в 8-м классе. У программы, можно сказать, три составные части. Это наборы для проведения безопасных химических экспериментов в домашних условиях; сайт проекта, который обеспечивает подписку и научное сопровождение; и...

Без чего невозможен процесс горения? Правильно - без кислорода! При помощи простой химической реакции можно приготовить углекислый газ, которым мы и потушим огонь - настоящая невидимая вода!

Исследовать космос - очень интересно! Для детей создана специальная программа, состоящая из 12 интересных опытов, посвященных космической тематике. Опыты помогут ребятам познакомиться с тем, какие космические явления можно увидеть в небе, планетами Солнечной системы. Ребята изучат удивительные свойства вакуума, а также заберут с собой космические бусины, которые меняют свой цвет под воздействием ультрафиолетового излучения. Смотрим видео и открываем для себя новые идеи, которые можно...

Всем привет! Для этого красивого и простого опыта нам потребуется: - цветная бумага; - ножницы; - миска с водой. аккуратно вырезаем из бумаги цветы (можно предварительно нанести контур для удобства) теперь сгибаем лепестки как на фотографии и опускаем в миску с водой ура! Цветы распустились! очень красиво! Почему же цветы распускаются? Бумага намокает в местах сгибов, что и приводит к раскрыванию цветов. Попробуйте, ведь наука - это здорово! Для участников форума...

Родителям очень хочется, чтобы их дети хорошо учились. А для этого нужен искренний детский интерес. Как же пробудить любознательность? Нужны хорошие детские книги, которые рассказывают просто о сложном. К таким относится мировой бестселлер "Сам себе ученый". С этой книгой ваш ребенок сможет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем - нейробиологом, физиологом, генетиком, ботаником, химиком, физиком... Звучит серьезно? На самом деле все просто! В книге собраны необычные...

В этой детской научно-познавательной книге "Простая наука" (она оптимальна для детей в возрасте 5-12 лет, но будет интересна и более взрослым детям) собраны самые интересные и простые детские опыты. Книга объяснит юным читателям, что наука - это просто и интересно. Ведь представленные в "Простой науке" опыты дети без проблем повторят дома или на улице, с родителями и друзьями. В книге 4 раздела, в каждом по 8 опытов. Итого - 32 опыта, каждый из которых подробно расписан по шагам и содержит...

29 ноября в Музее занимательных наук «Экспериментаниум» состоится «День Цельсия» ! Детей и их родителей ждут не только постоянные шоу, но и специальные программы и сюрпризы! Отметьте день рождения знаменитого Андерса Цельсия - профессора математики и астрономии, шведского астронома и метеоролога, именем которого назвали единицу измерения температуры. Цельсий предложил считать температуру кипения воды за 0°С, а таяния льда - за 100°С. Позже шкалу перевернули, но до сих пор понятия...

Как привлечь детей к химии? - Показать интересный, зрелищный, сногсшибательный эксперимент! "Но для такого эксперимента нужно оборудование, материалы, знания", - скажете Вы. И... ошибетесь! Для минимальной, но такой же зрелищной фараоновой змеи нужно всего лишь зайти в аптеку, а затем в магазин "Охотник/Рыболов" или хозяйственный. И соблюдать некоторые меры предосторожности, такие же, как, например, при запуске фейерверков. Именно такой эксперимент - классическая "Фараонова змея", которая...

Что такое вода? Для любого взрослого это очевидно, но ребенку вода может показаться удивительным веществом, которое много чего умеет. Для того чтобы познакомить малыша с этой живительной жидкостью и показать ему ее свойства, проведите вместе с ним несколько опытов: «Ныряющий изюм» Следует налить в банку воды, добавить 2 ч.л. соды и 2 ч.л. уксуса, медленно перемешать. Затем в воду следует опустить изюм и наблюдать за ним. Сразу изюм опустится на дно банки, а потом начнет подниматься вверх и...

Вот решились на поездку на море. Море, правда, Азовское, едем на поезде, «не летают самолеты по стране моей»:-(Не рискнули пока с ребенком дальше. Но теперь и это кажется сверхпутешествием, и вызывает сплошные вопросы. Едем, потому что есть временная возможность, и чтобы дите на солнышке побыло. Вот если ребенку еще нет года, а море в июне даже азовское еще прохладное в лучше случае градусов 25, то как и сколько ребенку можно купаться? Заходить на минуту в воду намочить пяточки? Постоять...

ЧАСТЬ 1 Хотелось начать свой рассказ с того как мне пришла мысль о смене питания. В какой-то момент я взглянула со стороны на свою жизнь, жизнь своих родных, близких и вот что я увидела: большую привязанность людей к пище, и чем больше человек ест, тем больше ему хочется. Расстроился - надо покушать, скучно – надо съесть что-нибудь, хочешь пообщаться с друзьями – купи сладостей или выпивки с чипсами, встреча с родственниками сводится к поеданию вкусной еды, при этом за два часа надо успеть...

Программа выходного дня на 27-28 июля СУББОТА 27.07.2013 10:30-11:00 "Огуречная ферма". Для маленьких жаворонков и их родителей наш добрый Фермер с Огуречной фермы приготовил сюрприз: он приглашает всех принять участие в посадке АЛОЭ. Удивительное растение, обладающее разносторонними полезными свойствами. Его сок можно использовать в качестве отличного средства от насморка, а также употреблять в пищу. В конце занятия вас ждёт заслуженный полезный и вкусный завтрак. Стоимость участия 250 руб...

Научно-развлекательный центр Эврика-Парк советует! [ссылка-1] Если вы заскучали дома с детьми, то развеять скуку помогут простые и занимательные опыты по физике! Например такой: Посеребренное яйцо. Если блестящую серебряную или никелированную ложку закоптить над пламенем свечи дочерна, а потом погрузить эту ложку в стакан с водой, ложка вдруг заблестит серебром, отражая пламя свечи, как зеркало. Мы, вытаскиваем её из воды, думая, что просто с неё ссыпалась копоть. Нет, ложка по-прежнему...

2024 artlegko.ru. Artlego - Кулинарный портал.